Модули нового зимовочного комплекса смонтируют на 36-ти опорах высотой в 3 метра каждая, что позволит станции оставаться незанесённой на протяжении многих лет. Все системы имеют двойное или тройное резервирование, предусмотрен двухлетный запас топлива и продуктов. На новой станции будут проживать и вести научно-исследовательскую деятельность 15 человек во время «зимовки», то есть с февраля по октябрь, и 35 человек в сезон – с ноября по январь.
Все архитектурно-строительные решения станции отвечают важнейшей задаче – не дать людям замёрзнуть. Ключевую роль играет изоляция: стены каждого узла изнутри и снаружи утеплены плитами из каменной ваты РОКВУЛ. Для стен и потолка выбраны материалы ВЕНТИ БАТТС, для полов – плиты серии РУФ, в отдельных местах уложен утеплитель ЛАЙТ БАТТС.
«Такое решение обеспечивает максимальную эффективность – теплоизоляция превращает каждый отдельный модуль в своеобразный «термос», который хранит тепло даже в условиях Антарктиды. Выбранный материал надёжен и долговечен. Его срок службы превышает 50 лет, в течение этого времени каменная вата сохраняет свою форму и первоначальные свойства. Это чрезвычайно важно у условиях столь отдалённой эксплуатации – в случае проявления строительных дефектов, у компаний не будет возмоности оперативно эвакуировать людей и пересмотреть принятые решения», – комментирует Андрей Петров, ведущий инженер компании РОКВУЛ.
Снаружи слои утеплителя защищены фасадными панелями, а изнутри – негорючими стекломагниевыми листами. Суммарная толщина наружных стен достигает 650 мм. Такое решение не просто помогает создать и поддержать комфортную для полярников температуру, но и в критической ситуации способно защитить модули станции от пожаров, так как волокна каменной ваты способны выдерживать температуры до 1000 °С не плавясь и не выделяя токсичного дыма. В случае пожара именно теплоизоляция может стать надёжным барьером для распространения огня. Дополнительно безопасность повышает и изоляция инженерных коммуникаций станции, ведь малейшие перебои в работе жизненно важных систем в экстремальных полярных условиях просто не допустимы. Все воздуховоды и трубопроводы изолированы навивными цилиндрами RWL 100 и базальтовыми матами ВАЙРЕД МАТ 80, а для огнезащиты систем вентиляции смонтированы негорючие решения ВАЙРЕД МАТ 105 Кф1 с покрытием неармированной алюминиевой фольгой.
Примечательно, что модули «Востока» изготавливались в итоге не по первоначальному проекту, предложенному немецкой компанией Ramboll, на счету которой уже несколько реализованных арктических станций, а российской компанией «Запсибгазпром». Поскольку при пересмотре документации выяснилось, что планировочное решение противоречит нормам РФ и не устраивает людей, которые будут жить и эксплуатировать станцию.
«В частности, в иностранном проекте были применены горючие материалы для отделки стен и потолков, не учтено огромное выделение статического электричества, что влечет за собой выход из строя всей электронной техники. В связи с этим, конструкции стен, полов и потолков были полностью переделаны. Организованы выходы на кровлю для обслуживания оборудования, а также предусмотрены механизмы для подъема грузов на станцию», – говорит Елена Фокина, главный архитектор проекта станции «Восток», компания «Запсибгазром».
Все конструкции комплекса изготовил и собрал «Опытный завод строительных конструкций» в Гатчине. В октябре 2020 года возникли сложности с транспортировкой модулей и её пришлось отложить на целый год. Но сейчас станция благополучно доставлена в Антарктиду и совсем скоро будет установлена на месте дальнейшей эксплуатации.
Подробности о сборке модулей и принятых инженерных решениях читайте в лонгриде на канале компании РОКВУЛ в Яндекс.Дзен.
В новости используется фотография разгрузочной площадки от Александра Краснова, пресс-служба Минприроды России, и фотография с контрольной сборки в г. Гатчина от Ольги Стефановой