В самом начале дискуссии каждый из участников высказал свою позицию об ответственности за экологическую повестку. Кто всё же должен быть двигателем эко-прогресса: государство, бизнес или сами люди? Все спикеры единогласно сошлись в том, что без смены парадигмы потребительского поведения внедрение каких-либо экологических инициатив бессмысленно. Люди должны быть готовы делать более ответственный выбор: задумываться об используемых материалах, упаковке, в которой они покупают ту или иную продукцию, раздельном сборе мусора.
Денис Романов, управляющий заводом ROCKWOOL в Выборге, поделился результатами исследования компании на теплоизоляционном рынке: «Мы видим, что есть тренд на всё более экологичное. Причём, чем моложе потребитель, тем этот тренд более явный. Если 10 лет назад на рынке теплоизоляции, где мы представлены как один из крупнейших производителей, превалировало понятие долговечности материалов и их цены, то сейчас 30 % потребителей, то есть каждый третий покупатель, уже задумываются над вопросом экологичности. Да, с одной стороны экологичность дороже. Но с другой – происходит сдвиг сознания, люди видят, что продукт более экологичный, более долговечный, и они готовы платить за него».
Но, безусловно, изменение сознания потребителей – это общая тщательная работа, и ответственность производителей играет ключевую роль. Один из ярких примеров – упаковка, с которой люди сталкиваются ежедневно в гипермаркетах. Антон Бучнев, генеральный директор АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» призвал бизнес задумываться о перерабатываемой упаковке: «Сейчас везде в гипермаркетах лежит вспененный полистирол – например, в отделе гастрономии. Это самый плохой материал, который только может существовать в природе. Он не перерабатывается никем в стране. Это абсолютно не перерабатываемый материал. Но я убеждён, что можно заменить пенополистирол чем-то перерабатываемым».
Вопрос упаковок действительно является животрепещущим и обсуждается на государственном уровне. Ответственный бизнес разделяет стремления к переработке подобного материала. С 2020 года предприятие в Выборге принимает остатки каменной ваты со строительных площадок Санкт-Петербурга и Ленинградской области для переработки, в настоящее время идёт тестирование инициативы по приёму упаковки, которая также остаётся после строительства или реконструкции зданий.
В конце заседания участники поделились своими прогнозами на дальнейшее развитие «зелёного» бизнеса в России. При этом звучали диаметрально противоположные мнения, что добавляет интереса текущей повестке. Помимо компании ROCKWOOL, в круглом столе принимали участие представители Экологического союза и Управляющей компании по обращению с отходами в Ленинградской области, эксперт сети экозаводов «Умная SREDA» и управляющие ГК Clever bros. и JOIA Fine Wines & Spirits. Посмотреть трансляцию полностью можно на сайте или Youtube-канале издания «Деловой Петербург».